Реалии нашей жизни таковы, что работа занимает основную часть жизни. Хобби стало способом обрести гармонию, раскрыть потенциал, найти вдохновение — и это актуально не только для взрослых, но особенно важно заложить интерес в детстве.
Около 85,5% россиян в возрасте от 18 до 30 лет имеют хобби, которому посвящают значительную часть свободного времени, говорится в исследовании Финансового университета при правительстве РФ. Такая большая цифра подтверждает факт важности наличия увлечений у молодежи.

Поиск своего призвания — процесс всей жизни. Но многое в нем зависит от детства. Чтобы помочь ребёнку почувствовать, где его интерес, родителям важно наблюдать, направлять и быть рядом. Основатель компании Give Creative Марсель Ханов собрал 5 шагов, которые помогут раскрыть интересы ребёнка.
Шаг 1 — создавайте положительный опыт
Чем больше ребёнок пробует, тем лучше. Но и пробовать нужно с умом. Первый опыт обязательно должен быть положительным. Чтобы у ребенка остались приятные воспоминания о своих первых начинаниях. Например, родители привели ребенка в детский магазин и предоставили право выбора, ребенок видит большую и красивую коробку “Набор юного парфюмера”, он ее хочет. Придя домой и распаковав ее, у него случается полное разочарование: 3 баночки, пробирочки и все. Инструкция невнятная, без картинок. У ребенка не получается делать парфюм, он расстраивается, плачет. Для него это негативный опыт. Он больше туда не вернется и не захочет этим заниматься. Избегайте подобных ситуаций. Чтобы первый опыт был положительным, подберите безопасный формат: например, мастер-класс по изготовлению духов, где ребенок сразу увидит результат и увлечется процессом.
Шаг 2 — экспериментируйте
Например, предложите ребенку посетить 10 разных видов занятий (спорт или творчество). После каждого посещения зафиксируйте, что ребенку понравилось, а что нет, хочет ли он снова вернуться на тренировку или нет?
Если дома ребенок увлеченно играет, рисует или собирает что-то в течение часа — это уже положительный сигнал. Если быстро теряет интерес, значит, это не заинтересовало его. Записывайте интересы ребенка — что пробовали, сколько длилось, какие эмоции.
Шаг 3 — станьте проводником для ребенка
Находясь рядом, участвуя в пробах и поддерживая, вы создаете для него безопасную среду. Тогда он охотнее пробует, меньше боится неудач. Проводником может быть и тренер, и учитель — важно, чтобы был кто-то, кто верит и поддерживает.
Шаг 4 — не давите на ребенка
В раннем возрасте психика ребенка еще не устойчива, поэтому давление может лишь оттолкнуть его. Дети не любят когда их заставляют. По словам школьного психолога Натальи Евсиковой, многие уверены: если указывать ребенку на его недостатки и недоработки, то он будет стремиться их исправить. Но получается по-другому: дети все больше сомневаются в своих силах, чувствуют себя виноватыми и очень быстро перестают себе доверять. Лучше фокусируйтесь на успехах: «Как классно у тебя получилось! Хочешь попробовать ещё?» — это укрепляет веру в себя.
Шаг 5 — проводите рефлексию
Обсуждайте с ребёнком все, что ему нравится и не нравится. Чем бы он хотел заниматься. И здесь есть важный момент — например, ребенок пошел на первое занятие по футболу. Он выходит оттуда и говорит: «мам, это прям моё! Мне очень понравилось!». Но почему ему могло там понравиться?
Ему дали вратарские перчатки, мяч и его эмоции стали зашкаливать. Спросите ребенка о впечатлениях не сразу, а на следующий день. Это покажет, было ли это эмоциональный всплеск или настоящий интерес.
Если откажется от занятий, не спешите с выводами, договоритесь попробовать еще 2-3 раза и уже после этого сможете решить, будет ли ребенок ходить на эту секцию.
Опыт Финляндии и Швеции
Финляндия на государственном уровне делает акцент на формировании увлечений с самого детства. Уже несколько лет общеобразовательные школы страны предоставляют детям доступ к бесплатному внеклассному досугу в рамках учебного дня. С 2019 года действует так называемая финская модель — её цель не просто организовать досуг, а помочь каждому ученику найти занятие по душе, раскрыть способности и повысить общее благополучие.
Также в Финляндии есть национальная программа Hobby Navigator. В нее входят отдельные специалисты, которые помогают детям и родителям тестировать разные нестандартные форматы и находить увлечения, которые включены в школьные программы. Например, курсы по мультипликации.
В Швеции есть уникальная программа, в которой дети после уроков проводят научно-творческие технические эксперименты со своими наставниками. Благодаря этой программе подростки 10-12 лет успевают попробовать себя в 10+ различных направлениях. Чем больше ребенок пробует, тем больше шансов, найти профессию мечты и быть полезным стране.
Подводя итог, хочу добавить важную мысль — если родители не помогут ребенку найти увлечение, то это время заполнит цифровой мир. Когда ребенок говорит: «мам, мне скучно» — не давайте ему в руки телефон, а создайте пространство для его творческих начинаний. Дайте в руки лопатку и отправьте на садовый участок, может быть он станет ландшафтным дизайнером. Или дайте бумагу и ножницы, пусть ребенок создаст кукольный театр и может быть, когда -то станет режиссером. Не ограничивайте детей, давайте им больше свободы.
Главная задача современного родителя — помочь ребенку найти увлечение, а не просто занять его гаджетом. Это инвестиция в его уверенность, мышление и будущее.